Четверг
25.04.2024
18:10
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 393
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Форум » Test category » Русское будущее » История России (Обсуждаем книги, фильмы, а также преподавание детям)
    История России
    ВолкДата: Воскресенье, 29.04.2012, 00:35 | Сообщение # 106
    Великий Князь
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4568
    Репутация: 8
    Статус: Offline
    А ведь я про них совсем ЗАБЫЛ!!!

    Ведь волчие тропы по-волчьи же мастерски путают след!
    Один раз наступишь - и в жилах заплещется хищная кровь...
    И только одно тебя может заставить любить этот свет:
    ПОКА ТЕБЯ ИЩУТ - ВОЛЧАТА УХОДЯТ ТРОПОЮ ВОЛКОВ!
     
    SemarglДата: Воскресенье, 29.04.2012, 00:47 | Сообщение # 107
    Подполковник
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 1642
    Репутация: 6
    Статус: Offline
    Волк, я про них, увы мне, даже не знал... cry

    "Сердца горят в проломах наших лат,
    Мы - сталь Империи не самой худшей ковки!
    Когда мы погибаем - мы уходим в Ад.
    Для отдыха и перегруппировки...."
    (с) А. Горшунов
     
    ЛягушонокДата: Воскресенье, 29.04.2012, 04:21 | Сообщение # 108
    Егерь
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 92
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Quote (Волк)
    А ведь я про них совсем ЗАБЫЛ!!!

    Ха!
    Замучаешься, Волк, помнить всех Героев Страны Людей. Эти герои были всегда и везде. На самом деле такое поведение было, когда-то, нормой. (Это я так, по "стариковски" тоскую)

    Светлая Память ребятам...
    Спасибо, Мстивой.


    «Мы с тобой одной крови – ты и я» Р. Киплинг
     
    СказочникДата: Четверг, 10.05.2012, 22:32 | Сообщение # 109
    Полковник
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 1899
    Репутация: 4
    Статус: Offline
    Намедни на том же самом форуме произошел еще один холивар схожей тематики.
    Все как обычно. Но почему, поясните мне, ПОЧЕМУ эти люди называют тех, кто не видит абсолют мирового зла во всем, что хоть краешком похоже на фашизм, ТОЛЕРАСТАМИ? Почему?!! Неужели все настолько тупые?!


    Ветку я у бобра отобрал, обобрал я бобра, обобрал.
     
    ВолкДата: Четверг, 10.05.2012, 23:32 | Сообщение # 110
    Великий Князь
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4568
    Репутация: 8
    Статус: Offline
    Э... не думаю, что ВСЕ... но ОНИ - точно тупые.

    Сказочник, к слову. Ты не устал им что-то доказывать?


    Ведь волчие тропы по-волчьи же мастерски путают след!
    Один раз наступишь - и в жилах заплещется хищная кровь...
    И только одно тебя может заставить любить этот свет:
    ПОКА ТЕБЯ ИЩУТ - ВОЛЧАТА УХОДЯТ ТРОПОЮ ВОЛКОВ!
     
    MstivoyДата: Четверг, 10.05.2012, 23:49 | Сообщение # 111
    Великий Князь
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 3574
    Репутация: 7
    Статус: Offline
    Quote (Сказочник)
    ПОЧЕМУ эти люди называют тех, кто не видит абсолют мирового зла во всем, что хоть краешком похоже на фашизм, ТОЛЕРАСТАМИ

    Борь, мирового зла не существует, как и мирового добра. Есть свои и не свои.
    А "толерастом" и меня даже называли biggrin , только за то, чтоя против устраивающего их режима. Против царско-поповской неороссиянии и украинского гондураса. Но когда узнают, какой я хочу результат или путь к нему - ярлык фашиста, забивает все остальные ярлыки.
    Ну и хрен с ними. Я - фашист. И буду вести себя с этим быдлом, как фашист по отношению к недолюдям.
    Quote (Волк)
    Ты не устал им что-то доказывать?

    Борька их тупо тролит smile


    Дзенская загадка: "Если у тебя есть мечь, и ты сначала заменил рукоятку, а потом заменил лезвие, это все тот же мечь?". Да, душа неизменна!
     
    СказочникДата: Пятница, 11.05.2012, 09:14 | Сообщение # 112
    Полковник
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 1899
    Репутация: 4
    Статус: Offline
    Дык у них фашист и толераст - одно и то же. Когда я спросил самого адекватного из них, почему он путает эти понятия, он сказал, что толерантность для него в первую очередь - "умение закрывать глаза на неприятные вещи и смотреть на мир через розовые очки". В т.ч. говорить, что фашисты - няшки, видимо.
    Дальнейший разговор свелся к "я не хочу портить с тобой отношения, закрыли тему", хотя я пытался пояснить, что уже не спорю по факту (достало, ибо бесполезно), а говорю исключительно как писатель, которому грустно и обидно, когда слово употребляют в неправильном значении.

    А так - да, больше это был троллинг.


    Ветку я у бобра отобрал, обобрал я бобра, обобрал.
     
    ВолкДата: Пятница, 11.05.2012, 14:56 | Сообщение # 113
    Великий Князь
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4568
    Репутация: 8
    Статус: Offline
    А чо? Фашисты няшки... пушистые и розовые...

    Где у людей мозг? Неужели Ктулху так суров?


    Ведь волчие тропы по-волчьи же мастерски путают след!
    Один раз наступишь - и в жилах заплещется хищная кровь...
    И только одно тебя может заставить любить этот свет:
    ПОКА ТЕБЯ ИЩУТ - ВОЛЧАТА УХОДЯТ ТРОПОЮ ВОЛКОВ!
     
    MstivoyДата: Пятница, 11.05.2012, 20:33 | Сообщение # 114
    Великий Князь
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 3574
    Репутация: 7
    Статус: Offline
    Quote (Волк)
    А чо? Фашисты няшки... пушистые и розовые...

    Кто будет сомневаться утопим в крови. angry


    Дзенская загадка: "Если у тебя есть мечь, и ты сначала заменил рукоятку, а потом заменил лезвие, это все тот же мечь?". Да, душа неизменна!
     
    MstivoyДата: Пятница, 11.05.2012, 20:43 | Сообщение # 115
    Великий Князь
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 3574
    Репутация: 7
    Статус: Offline
    Расовая война в Туркестане (1916 г.)
    Поводом для Туркестанского восстания 1916 года послужил правительственный указ о привлечении инородческого населения к тыловым работам в прифронтовых районах. Восстание началось 4 июля в городе Ходженте Самаркандской области, откуда распространилось почти по всему Русскому Туркестану. Пользуясь тем, что большинство русского мужского населения было призвано на войну, на нужды которой было также реквизировано почти всё оружие, восставшие нападали на русские деревни, сжигали их, грабили русское имущество, а в некоторых местах (особенно в Семиречье) поголовно истребляли или угоняли в плен русских поселенцев. 17 июля Туркестанский военный округ был объявлен на военном положении. Для подавления восстания были направлены правительственные войска, которым содействовали местные казачьи и поселенческие ополчения. К концу лета восстание было подавлено в Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областях, к началу октября – в Семиречье, в январе 1917 года – в Закаспийской области. Бои в тургайских степях с восставшими казахами, осадившими уездный административный центр Тургай, продолжались до середины марта 1917 года, когда правительственные войска были отозваны. Большинство казахских повстанцев во главе с их вожаками Амангельды Имановым и Алиби Джангильдином впоследствии присоединились к большевикам. По настоящее время наиболее полной коллекцией документальных свидетельств об этих событиях остаётся сборник документов-«Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане»
    http://mirknig.com/knigi/history/118...azahstane.html
    изданный в Москве в 1960 году. Далее приводятся некоторые выдержки из него, дающие более полное представление о событиях 1916 года в частности и русской колонизации Туркестана в целом.

    К сожалению, ряд документов в сборнике имеет купюры – в частности, везде опущены описания зверств, которые совершали над мирным русским населением восставшие туземцы:

    «Ежедневно прибывали крестьяне окрестных сел, из их рассказов можно было установить, что киргизы сначала ограничивались тем, что, выгнав жителей, завладевали их имуществом и скотом, зажигали их села, но из жителей убивали лишь тех, которые сопротивлялись; впоследствии же стали избивать всех застигнутых врасплох, не исключая и грудных детей… (Опущены некоторые подробности совершенных жестокостей)» (стр. 357); «Каракиргизы и особенно дунгане проявили к беззащитным русским поразительную жестокость… (Опущено описание совершенных жестокостей)» (стр. 375); «Картина нападения почти везде была одинакова. Киргизы, вооруженные пиками и ружьями, нападали на селения, избивали мужчин, старых женщин и детей, не могущих следовать с киргизами, причем убийства сопровождались страшными зверствами… (Далее опущено описание совершенных жестокостей)» (стр. 397-398) и т.д.
    Однако в нашем распоряжении имеются другие документы, которые позволяют восстановить полную картину событий, например, воспоминания отца Евстафия Малаховского-http://www.kotlovka.ru/index.php?opt...k=view&id=2752
    настоятеля Покровского храма в селе Покровское в тридцати пяти верстах от Пржевальска на южном берегу озера Иссык-Куль:

    В 1916 году в Семиреченской области вспыхнуло восстание киргизов. Киргизы, воспользовавшись тем, что Россия была втянута в мировую войну, и оправдываясь тем, что государственная власть стала призывать их к тыловой службе, подняли восстание. Пренебрегая тем, что Россия в значительной степени улучшила за эти годы их положение, они предпочли в трудный для страны час жестокий грабёж и безграничный разгул страстей мирной, созидательной жизни.

    10 августа киргизы внезапно, одновременно (значит, у них был заговор) напали на беззащитные русские селения всего уезда, угнали скот, который был на пастбище (село Покровское потеряло около 15 тысяч голов скота), и начали избивать работавших на полях; в селе Преображенском, по словам местного священника, убито в поле около двухсот человек. 11 августа они напали на селения, начали избивать жителей и жечь дома… Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен.

    Стали появляться лица, которым с Божией помощью удалось избежать насильственной смерти. Некоторые из них были жестоко изранены. Ужасом веяло от их рассказов. Киргизы не щадили даже маленьких детей. Времена злой татарщины воскресли в моей памяти, но всё, что когда-то читалось об этих временах, бледнело пред бывшей действительностью… 30 августа явилась ко мне жена разъездного диакона, пятнадцать дней пробывшая в плену, и рассказала, что киргизы на них напали в селе Барскаун. Они все спасались в доме; вечером 12-го киргизы подожгли дом, они выскочили: одних убили, а она, священник Иоанн Роик с женою и детьми были взяты в плен; она случайно нашла пятилетнего сына, а дочь и сын остались в плену, киргизы обрили отца Роика, убеждали перейти в мусульманство, и, получив отказ, они убили отца Иоанна…

    В таком напряженном состоянии духа доехали до села Иваницкого, то есть 15 вёрст. Вдруг обоз остановился и спереди послышались крики. Значит, подстерегли… Слышны рыдания женщин и молитва… Но, благодарение Создателю, – того, чего ждали, не случилось. Оказалось, израненные и полуживые остатки жителей села Иваницкого, заслышав шум обоза, выползли к дороге, и их стали подбирать на телеги. По всему селу Иваницкому перекликались петухи, но мы знали, что в нём нет ни одной живой души. Обоз наш тронулся дальше… вот уже до города вёрст восемь. На пути стало попадаться много изуродованных трупов убитых русских людей, как взрослых, так и детей.

    Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят… Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых, клали в ряды и топтали лошадьми. Если вообще страшна смерть, то подобная смерть ещё страшнее. Жутко становилось при виде всего этого.

    При этом документы, описывающие ответные жестокости, совершённые русскими над туземцами, в указанном сборнике 1960 года цитируются безо всяких купюр:

    № 503
    1917 г. января 8. – Телеграмма помощника генерал-губернатора Туркестанского края М.Р. Ерофеева и. о. военного губернатора Семиреченской области А.И. Алексееву с предложением срочно представить объяснения по поводу проявленных жестокостей при подавлении восстания в Семиреченской области в связи с запросами в Государственной думе.
    Из Ташкента в Верный
    …Отряды истребляли планомерно и систематично женщин и детей, загнанных в ущелья, обреченных на голодную смерть, желавших только одного – бросить старую родину и уйти в Китай; в с. Беловодском из 500 привезенных киргиз большая часть палками и камнями уничтожена, остальных везут в Пишпек, где вечером на соборной площади добивают на глазах начальства под звуки музыки кинематографа; в Токмаке начальник карательной экспедиции, посланной с приказом уничтожить все киргизские аулы и все население, в присутствии всей русской интеллигенции гордился тем, что блестяще выполнил приказ начальника и даже его молодцы заложников мирной волости, киргизов, пришедших добровольно, потопили переходя одну речушку; в с. Луговом отряд солдат оцепил толпу киргизов, погнал безоружных выстрелами, нагайками к утесу, внизу которого была река, и сбросил их туда. Имеются ссылки на «Семиреченские областные ведомости»: «Войсками перебито много тысяч киргизов, все мятежники загнаны в горные районы, они вскоре, вследствие голода и холода, в полной мере почувствуют последствия своего безумного восстания, но войскам приказано не давать врагу пощады»…
    По всем этим вопросам представьте полное, обстоятельное, со ссылкой на документы, объяснение для представления военному министру в кратчайший срок.

    Как видим, политика одностороннего замалчивания некоторых обстоятельств конфликтов русских с инородцами с целью «не разжигать» является не плодом современной политической ситуации, а советским наследием.
    Продолжим приводить выдержки из книги «Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане», касающиеся мер, принятых русскими властями в ответ на действия мятежных туземцев:

    № 474
    1916 г. сентября 19. – Телеграмма начальника Пишпекского уезда Г.Ф. Путинцева военному губернатору Семиреченской области М.А. Фольбауму о необходимости прекращения дела об убийстве 138 и 517 пленных киргизов в г. Пишпеке и с. Беловодском.
    Из Пишпека в Верный
    Военная
    Дело о переколотых конвоем в Пишпеке 138 и убитых в Беловодске 517 киргиз[ах], как мне сказал прокурор палаты, [он] не оставит и привлечет виновных (к ответственности). Доношу до вашего сведения по случаю беседы с прокурором палаты, что русское население сильно возбуждено против киргиз[ов], то же замечается и в войсках. Поэтому полагал бы, во избежание выступления со стороны русского населения и войск, осторожно и осмотрительно прибегать к репрессиям в отношении крестьян, тем более, что из действующей армии в связи с киргизским мятежом поступают запросы о благополучии семей и даже, на почве защиты своих семей, есть побеги солдат из частей — это с одной стороны, с другой, – уничтожение 517 бунтовщиков сразу положило конец начинающемуся в Беловодском уч[астке] мятежу, иначе, несомненно, пострадали бы русские люди и села.
    Подполковник Путинцев

    № 477
    1916 г. сентября 24. – Телеграмма военного губернатора Семиреченской области М.А. Фольбаума начальнику карательного отряда Слинко о выселении казахов и киргизов, участвовавших в восстании.
    Руководящие данные таковы:
    Первое, на северный склон Александровского хребта, кроме 450 кибиток Тынаевской вол[ости], никто из киргиз[ов] никогда пропущен не будет.
    Эта часть Чуйской долины от Дмитриевки до Джыль-Арыка и вся долина Кебин, равно как все северное и южное побережье Иссык-Куля и долина Текес отныне будут чисто русскими районами.
    Второе, кроме вол[ости] Тынаевской и Карабулакской, все волости Токмакского уч[астка], загорные волости, также волости берегов Иссык-Куль, долины Текес – все до единой будут смещены навсегда в р[айо]ны Джумгола, Сон-Куль, в Атбашинский уч[асток] и в южные Пржевальские сырты.
    Третье, долина Кочкорки, где было Стольшино, долина Алабаш также будут запретными для киргиз[ов].
    Четвертое, на указанных для смещения киргиз[ов] районах будут постепенно устраиваться только волости, изъявляющие безусловную покорность, колеблящиеся, непокорные волости подлежат дальнейшему немедленному разгрому.
    Пятое, наиболее виновные волости – Сарыбагишевская и Атекинская – будут устроены совсем особо в другом уезде.
    Фольбаум

    № 487
    1916 г. октября 14. – Телеграмма генерал-губернатора Туркестанского края А.Н. Куропаткина военному министру Д.С. Шуваеву с изложением требований, предъявляемых киргизам и казахам при их возвращении из Китая в Россию.
    Из Верного в Петроград
    На депешу кульджинского консула от 11 октября номер 1828, посланную вам, ответил следующее: Кульджа. Российскому консулу. 1828. Определяю следующие требования, при выполнении коих киргизами-мятежниками рода атбанов и каракиргизами других мятежных волостей, разрешаю им возвращение [в] пределы России: первое, они должны выдать всех русских пленных; второе, должны выдать оружие; третье, должны выдать главарей; четвертое, должны изъявить полную покорность, раскаяние, обязаться выполнить все требования по поставке рабочих и лошадей; пятое, должны приготовиться к тому, что те из находящихся в их пользовании земель, где была пролита русская кровь, будут от них отобраны в казну; шестое, при соблюдении этих условий киргизы атбаны 17-ти волостей и каракиргизы других волостей могут возвратиться беспрепятственно на те самые зимовые стойбища, которые занимали и прошлую зиму; седьмое, при соблюдении указанных выше условий войска и русское население не тронут ни их самих, ни их стада и имущество.
    Куропаткин

    № 488
    1916 г. октября 16. – Протокол совещания под председательством генерал-губернатора Туркестанского края А. И. Куропаткина о переселении киргизов и казахов, принимавших участие в восстании 1916 г., в Нарынский край и о передаче их земель русским переселенцам.
    По вопросу о смещении киргизов из района оз. Иссык-Куля и других местностей и. о. управляющего государственными имуществами была представлена к рассмотрению схематическая карта в десятиверстном масштабе с нанесенными на ней границами земель призимовочных и летовочных, находящихся в пользовании бунтовавших киргизских волостей, и таблицы количества хозяйств, предположенных к смещению.
    Рассмотрев карту, его высокопревосходительство генерал-губернатор высказал, что считает необходимым отобрать от киргиз[ов] все те земли, где пролита русская кровь, а так как в районе оз. Иссык-Куль и по Текесской долине взбунтовавшимися киргизами разрушено и сожжено свыше 1000 домов, убито около 2000 душ русского населения, то, естественно, что все эти земли должны быть изъяты из пользования киргиз[ов] и обращены под водворение русских.
    Нужно стремиться создать обособленную от киргиз[ов] территорию с русским населением не только в границах этнографических, но и географических, поэтому его высокопревосходительство предложил провести границы по горным хребтам как с северного берега Иссык-Куля, так и южного.
    На освободившихся землях по выселении бунтовавших киргиз[ов] совещанием намечено образовать по северному и южному берегам Иссык-Куля 5 казачьих станиц, не менее как по 60 дворов каждая. Остальные же места, пригодные под заселение, заселять исключительно русскими, а непригодные пока к заселению передать в ведение казны. Всю же долину Текеса и Чолкуде-су обратить под поселения исключительно казаков, дабы иметь надежную защиту со стороны Китая. Переселенцам же, жившим в поселках на Текесе и желающим вновь возвратиться на старые места, предложить перейти в казаки, кто же из них не пожелает – переселить на другие места.
    Таким образом, из всей территории, намеченной совещанием под водворение казаков и русских переселенцев, т.е. части Джаркентского уезда, долины р. Текеса, Чолкуде-су, Каркаринское плато, части Пржевальского уезда, образовать особый уезд – Пржевальский – с чисто русским населением, с двумя приставствами.

    № 489
    1916 г. октября 17. – Телеграмма генерал-губернатора Туркестанского края А.И. Куропаткина военному министру Д.С. Шуваеву об итогах восстания в Пржевальском уезде Семиреченской области и ходе мобилизации населения на тыловые работы.
    Из Верного в Петроград
    [В] Семиреченской области сопротивление мятежных киргизов можно признать сломленным. Кроме Пржевальского и южных частей Пишпекского [и] Джаркентского уездов, наши отряды уже действуют [в] направлении пограничных перевалов. [По] имеющимся сведениям, до 25 волостей перешли [в] пределы Китая, каждую волость можно [в] среднем считать до 3000 душ мужского пола. С началом киргизского мятежа до подхода подкреплений можно было опасаться полного разгрома всего русского населения Семиречья. Принятыми семиреченским военным губернатором энергичными мерами удалось отстоять при относительно малых жертвах население Пишпекского и Верненского уездов и удержать от восстания население уездов Копальского и Лепсинского. Защитить своевременно русское население Пржевальского уезда не было сил, и население этого уезда сильно пострадало. Зверски убито [в] этом уезде русских до 2000, в подавляющем числе мужчин, уведено в плен и без вести пропало около 1000, преимущественно женщин. Сожжено 1300 усадьб, разграблено около 1000 усадьб. Г. Пржевальск отстояли, и он уцелел. Потери войск убитыми, ранеными, без вести пропавшими составили по 17 октября 3 офицера, 184 нижних чина. В настоящее время все русское население области обеспечено охраною прибывших подкреплений, но с уходом их снова станет беззащитным. Требуется скорее вооружить все русское население, ружья были отобраны даже от казаков для отсылки в армию. Мне тяжело было смотреть, как население, имеющее до 2000 душ беззащитных русских, охраняется 15 нижними чинами. Вместе с военным губернатором и чинами Министерства земледелия обсудил, какие земли там, где пролита русская кровь, должны быть отняты от киргиз[ов] и зачислены в казну. Это наказание необходимо, кроме суровой казни главарей.
    Куропаткин
    № 500
    1917 г. января 2. – Письмо канцелярии начальника Закаспийской области и. д. пограничного в Персии комиссара Михайлову с изложением резолюции П.К. Калмакова о предстоящей аннексии территории Персии, на которой происходило восстание туркмен.
    На подписи вашей от 13 декабря 1916 года за № 177 и. д. начальника области 31 декабря положил следующую резолюцию: «Сообщить полковнику Михайлову, что его взгляд на отобрание оружия неправильный. Русское правительство до тех пор разрешало иметь оружие иомудам, пока они были лояльны, но когда они это оружие подняли против русских же, то тем лишили себя права иметь таковое в будущем. Страна уже оккупирована вводом в нее русских войск и в дальнейшем остается последний акт – аннексировать страну с полным подчинением ее русской власти.
    Поднятый мною вопрос о переносе границы по Хоросанскому хребту получил положительное разрешение и в недалеком будущем нужно будет подумать о новой организации управления сначала оккупированной страной, а затем и аннексированной.
    Все иомуды и гокланы должны быть подчинены русской власти, стать подданными русского государя. Не будет ни персидских подданных, ни двухподданников. Кто не покорится русской власти – пусть уходит, избегнет; тем больше останется свободной земли. Для нас будет лучше, если мы заселим ее беспрепятственно русскими.
    Страна еще долго будет под охраной войск России. Вопрос о Гюргене должен быть решен раз навсегда в нашу пользу, и старые взгляды должны отойти назад.
    Генерал-майор Калмаков».

    № 508
    1917 г. марта 4. – Предписание генерал-губернатора Туркестанского края А.Н. Куропаткина начальнику Гюргенского отряда А.С. Мадритову о запрещении «инородцам» и иностранным подданным селиться на землях вокруг укрепленных пунктов в долине реки Гюрген.
    № 313 Секретно
    На № 201. Предписываю принять меры, чтобы около образуемых нами новых оседлых пунктов: Ак-Кала, Марава-Тепе, а также вокруг Гумбета вся плошадь земель – радиусом не менее 4 верст и до 10 верст, находилась исключительно в русских руках.
    Никаких помещичьих усадеб и крупного землевладения в указанном районе предписываю не допускать.
    Признаю необходимым прилегающую к названным пунктам площадь обратить исключительно под крестьянские хозяйства с землею, обрабатываемой самими владельцами, а также под городские участки.
    Земли, прилегающие к Ак-Кала, Марава-Тепе и Гумбету, не должны продаваться туземцам (персам, туркменам и сартам) и иным русскоподданным инородцам и иноверцам, а также иностранным подданным.
    Ак-Кала, Марава-Тепе и Гумбет должны рассматриваться как укрепления, а указанная мною площадь вокруг них – как крепостная эспланада.
    Генерал-адъютант Куропаткин
    Управл[яюший]канцелярией д. с. с. Ефремов

    № 391
    1916 г. сентябрь – декабрь. – Из дневника Я. Довбищенко о положении в осажденном Тургае.
    Из Челкара нас отправили в Тургай – место ссылки. Чем дальше от Челкара, тем беспокойнее: все ста[н]ционные чиновники единогласно говорят, что киргизы где-то собираются.
    В Иргизе, около казначейства – усиленный караул.
    Ближе к Тургаю встречаем значительные скопления киргизов.
    Ждут приезда губернатора. Как передают, в зависимости от переговоров с губернатором будет решен джигитами вопрос об атаке на Тургай.
    Приехал губернатор. На тургайской площади перед полицейским управлением много народу, часто мелькают фигуры аксакалов, управителей и других «почетных». Собравшиеся стоят полумесяцем, впереди сидят «по-турецки» «влиятельные», а против них на стульях – губернатор, вице-губернатор, за ними крестьянский начальник, уездный и его помощник, а дальше городские обыватели. Губернатор процеживает слова: «На вашего отца напали, на его хозяйство. Отец призывает детей защищать свое хозяйство. Он в первую голову призвал своих кровных детей – русских, и те безропотно пошли на передовые позиции и с радостью клали и кладут свои головы, поливают своей кровью поля. Вас же он призывает только на работу и за плату, и вы не хотите исполнить его волю. Не умеете работать? Не привыкли? Да скажи мне государь император “иди работай” – я первый взял бы лопату и начал бы работать. Послать выборных, чтобы узнали условия, где придется работать? А солдаты когда идут на позиции, разве их отцы тоже идут осматривать место, где придется сыновьям воевать? Разве государь император может обмануть? Если он сказал – “на тыловые работы”, значит, вы не попадете на позиции. Обдумайте, киргизы»!
    И вдруг случилось что-то невыразимое. Захлестнув своим движением баев и аксакалов, масса закричала:
    – Не пойдем! Лучше тут умрем!
    Казалось, что возбужденная масса двинет своими могучими руками и от начальства не останется следа!
    Губернатор, который уже ушел было, вернулся и стал в десятый раз нудно толковать одно и то же. Было ясно, что никакие силы не заставят киргиз идти на тыловые работы, что само начальство не уверено в себе.
    Киргизы начали смелее обращаться к русским, как равные к равным. Вскоре приехали казаки, и картина изменилась.

    Крайне показательно сравнение отношения к событиям в Туркестане в 1916 году властей царской России с отношением к ним советских властей. В качестве образца советской точки зрения возьмём изданную в 1932 году книгу Б. Исакеева «Киргизское восстание 1916 года». Достаточно красноречива уже её обложка, на которой истребление русского населения Туркестана азиатами представлено в виде прелюдии к захвату власти большевиками.

    Не менее красноречиво и содержание:

    В 1916 году русских переселенческих поселков насчитывается в Туркестане 941. Это население занимало около 2 миллионов десятин самой лучшей пахотной земли (долинной, хорошо орошенной и т.д.) Что это составляло к посевным площадям тогдашнего Туркестанского края? Эти два миллиона десятин составляли 57,6% общей посевной площади края, иначе говоря, на каждого русского переселенца приходилось 3,17 дес., а на каждого туземного жителя (киргиза, узбека, туркмена) приходилось 0,21 дес. или в 15 раз меньше, чем на русского переселенца. В то время туземное население (узбеки, киргизы, туркмены) составляло ко всему населению Туркестана 94%. Эти 94% занимали всего 42,4% посевных площадей, а 6% русского населения занимали 57,6% посевных площадей.

    Всячески лучшее и большее количество земель попадало к русским переселенцам, а коренное население было вытеснено на худшие земли, худшие участки и им была предоставлена значительно меньшая площадь земли в сравнении с поселенческими хозяйствами.

    В то время существующее временное правительство «керенщина» никакой помощи беженцам не оказывало. Наоборот, поддерживало кулацкие наступления на киргизских трудящихся. Семиреченские кулаки, которые получили первый удар от киргиз, всячески хотели истребить киргиз. Были в практике «охотничьи выезды кулаков для истребления киргиз».

    По директиве ЦК ВКП(б), когда еще работал Владимир Ильич, в 1920 году была проведена земельно-водная реформа во всей Средней Азии, особенно в Джеты-Су… Земельно-водная реформа 1920-1921 гг. была исключительно направлена на разрушение остатков колонизаторской политики в Джеты-Су. Только благодаря этой реформе были возвращены обратно киргизам-трудящимся отобранные у них земли, только благодаря этим мероприятиям были землеустроены киргизы-беженцы… Это была реформа, которая оправдала свою задачу с точки зрения разрушения позиции колонизаторов в Джеты-Су.

    Революция 1917 года решила те задачи, которые поставило перед собой восстание 1916 года.

    Б. Исакеев. Киргизское восстание 1916 года. Киргизиздат, 1932. С. 5, 10, 37, 41, 43
    Более подробно об уничтожении большевиками плодов русской колонизации в Семиречье можно прочесть в статье А.Ю. Ушакова «Русский Ульстер: Семиреченская земельно-водная реформа 1921-1922 годов»:http://elan-kazak.ru/almanakh-1-2009...ulster-semirec
    Основной целью «реформы», кроме всего прочего, было окончательное решение «русского вопроса» в области путем существенного ограничения гражданских прав славянского населения, превращение его в людей «второго сорта», внедрение в его сознание мысли, что Семиречье – чужая, нерусская земля и они на ней «захватчики» и «колонизаторы». Вполне допускаю, что «семиреченская земельно-водная реформа» была только некой прелюдией, первым этапом на пути к главному событию, которое планировалось и должно было состояться в конце 1924 г. – национально-территориальному размежеванию в Средней Азии, когда росчерком пера большевистских вождей «Русское Семиречье» окончательно перестало быть таковым.

    В те годы Сталин, возглавлявший Наркомнац, так разъяснял политику советской власти по национальному вопросу: «На смену царизму идёт оголтелый, лишённый маски империализм, он является более сильным и более опасным врагом национальностей, основой нового национального гнёта». Проводником этого «оголтелого империализма» в Семиречье было официально объявлено «семиреченское кулачество», в лице казачества и крестьянства.

    Борьба большевиков с «русским империализмом», «шовинизмом» и «колонизаторством» стала основой их национальной политики на многие годы вперёд, в связи с чем судьба русских казаков и крестьян на национальных окраинах мало заботила тогдашних вершителей судеб страны, которые, опираясь на поддержку национальных меньшинств, упорно кромсали тело исторической России.

    «Межнациональные трения носили здесь (в Семиречье), в связи с форсированной колонизацией области, сугубо острый характер: кошмар разгрома восстания (киргизов) 1916 г. продолжал тяготеть над областью на всём протяжении первых лет существования советской власти. Здесь в лице русского казачества и кулака-колонизатора российский империализм имел свою крепкую опору», – так характеризовали обстановку в области советские историки 30-х годов.

    Кто же такой этот «семиреченский кулак» – враг советской власти? На поверку им оказался особый тип русского хозяина, который, несмотря ни на какие трудности и лишения, на далёкой и глухой окраине, каковой являлось Семиречье, смог самостоятельно создать прочное и зажиточное хозяйство ещё задолго до 1917 года, самим своим существованием он обеспечивал прочный тыл и надёжную опору российскому государству. И в этом смысле, «семиреченский кулак» – это почти синоним семиреченского казака и крестьянина-старожила.

    Но власть большевиков к семиреченским кулакам причисляла не только подавляющее большинство семиреченского казачества и крестьян-старожилов, но даже тех крестьян-новосёлов, которые переселились в край в ходе столыпинской реформы 1906-1912 годов и сумели экономически подняться из нищеты и нужды.

    11.04.1921 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании Туркестанской советской социалистической республики», в состав автономии, вместе со среднеазиатскими туземными народами, было скопом включено и русское казачье и крестьянское население, без всякого их согласия и волеизъявления. После чего уже под руководством «автономного» туркестанского руководства «семиреченская реформа» была продолжена.

    Спустя год даже сами партийные руководители вынуждены были признать, что в ходе проведения «реформы» ими допускались «отдельные неправильности и недочёты», однако, как отмечалось в циркулярном письме, «никакого возврата к прошлому ЦК РКП(б), санкционировавший Семиреченскую земельную реформу, не допустит, …равно как даст беспощадный отпор попытке создать в Туркестане русский Ульстер, т.е. колонизаторскую фронду национального меньшинства, рассчитывающего на поддержку “центра”». ЦК РКП(б) потребовал отказа от «всякого шовинизма… на основе последовательного проведённого отказа русского меньшинства от позорных привилегий “господствующей нации”, установленного царизмом и русской буржуазией».

    Весьма показательна тональность доклада председателя Семиреченской ЧеКа: «Генеральная задача: немедленно и решительно положить конец великороссийскому семиреченскому колонизаторству – вот первая основная задача социальной революции на Востоке… В настоящее время подавление кулацко-колонизаторского элемента проводится Семиреченской областной чрезвычайной комиссией путём применения самых беспощадных репрессий».

    В апреле 1921 года был издан Декрет «о возвращении трудящимся киргизам земель, переданных «царизмом» Сибирскому, Уральскому и Семиреченскому казачьим войскам», всего 845,000 десятин земли.

    ВОТ КРАСНОРЕЧИВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «СЕМИРЕЧЕНСКОЙ РЕФОРМЫ»:

    В 1921 году в Семиречье было ликвидировано 127 «кулацких» хозяйств, из них: 82,7% в Пишпекском уезде, 7,9% – в Лепсинском, 6,3% – в Верненском, 3,1% – в Каракольском; ликвидировано и расселено русских переселенческих посёлков в целях устранения препятствий водопользованию и землепользованию туземного населения – 15, в том числе в Каракольском – 7, в Нарынском – 8. В 1922 году ликвидировано уже 1341 кулацкое хозяйство, из них: в Лепсинском уезде – 61,1%, в Джаркентском – 27,6%, в Алма-Атинском – 7%, в Талды-Курганском – 4,2%. Ликвидировано и расселено русских селений – 54, в том числе в Лепсинском – 20, Талды-Курганском – 19, Джаркентском – 6, Пишпекском – 5, Джаркентском – 6, Алма-Атинском – 4. Изъято т.н. излишков из переселенческих наделов: в 1921 году – 26 810 десятин, в 1922 году – 21 408 десятин. Из 785 891 десятин (858 979 га) казачьих земель, органами советской власти было принудительно изъято 277 419 десятин (303 219 га), или 35,3%.

    Нарком земледелия Туркестанской АССР Асфендияров в письме в ЦК РКП(б) отмечал: «Первый реальный опыт привлечения к советскому строительству… масс ранее угнетённой нации дал блестящие результаты. В настоящее время всем партийным и советским органам дана задача закрепления завоёванных позиций… Работа ведётся по организации киргизской бедноты и параллельно с этим ведётся работа по классовому расслоению русской деревни. Намечена задача создания смешанных киргизско-русских посёлков».

    Всего в фонд землеустройства киргизского населения было передано свыше 1 млн. десятин земли, из них только в первый год «реформы» (1921) в пользу кочевых аулов поступило свыше 300 000 десятин земли. У семиреченского казачества и у казаков, проживавших в соседней Сыр-Дарьинской области, в пользу киргиз было изъято 160 000 десятин земли. Всего в 1921-1922 годах в ходе реформы было изъято у русского населения 460 000 десятин земли, только в 1922 году у казачества изъято 134 500 десятин земли.

    Советская власть, используя «семиреченскую реформу», практически уничтожила «Русское Семиречье» (или «Русский Ульстер», по меткому выражению вождя большевиков), а вместе с ним было вычеркнуто из отечественной истории такое уникальное явление, как Семиреченское казачество.

    Какие из вышесказанного можно сделать выводы? Во-первых, русские в Туркестане были белыми сахибами и вели себя с туземцами так же жестоко и беззастенчиво, как и все прочие европейские колонизаторы в своих колониях. Во-вторых, Российская Империя была русским национальным государством, ставившим во главу угла интересы русского народа. В-третьих, большевизм всегда был в основе своей антиевропейской и антихристианской (а в силу этого и антирусской) силой.

    Источникn14.info


    Дзенская загадка: "Если у тебя есть мечь, и ты сначала заменил рукоятку, а потом заменил лезвие, это все тот же мечь?". Да, душа неизменна!

    Сообщение отредактировал Mstivoy - Пятница, 11.05.2012, 20:43
     
    НачоперодДата: Среда, 23.05.2012, 07:42 | Сообщение # 116
    Егерь
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 72
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    "Или я чёт не понял, или лыжи не едут".
    При чём здесь "большевизм", как термин? Кто поселил русских в Туркестане до Революции?
    Аффтар явно жжот словесами, но с Историей у него сплошняковый боян.
    И кстати, если тех русских, в основном мужчин, призваных на Первую Мировую, считать "сагибами", то аффтар должен "убицца апстену" наверняка и сразу.
    Ну что за маразм???
    Далее, "глубокомысленная" констатация статуса Российской Империи - к чему? Кто-либо оспаривал? А что, в Российской Империи основообразуюшим населением были якуты?
    Большевизм в те далёкие годы был вынесен в термин, как символ УГНЕТЁННОГО БОЛьШИНСТВА. А не некоей прослойки общества, подавляющей "иныя малыя и гордыя" большинством, из фантасмагории безумных астрологов Полтавы, мля.
    И почему социализм - "анти-христианская доктрина"?
    Что в социализме, как политической и социально-направленной формации противоречит христианству? Какие именно социальные настройки, главы Конституции, "моральные кодексы коммуниста"?
    Ну тудыть жеж распротудыть, и в пожалыста мать, а?
     
    MstivoyДата: Пятница, 08.06.2012, 21:32 | Сообщение # 117
    Великий Князь
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 3574
    Репутация: 7
    Статус: Offline
    Уникальность прихода христианства на Русь, заключалась среди прочего в том, что князь Владимир оказался первым властителем, который всерьез воспринял заповеди новой веры, а именно, отменил смертную казнь. Как повествует «Повесть временных лет», вскоре к нему прибежали взволнованные греки-священнослужители. «Почему не казнишь разбойников?». «Греха боюсь», — откликнулся князь. — «Как там говорил Господь: «Не убий», «Не судите, да не судимы будете, прощайте, да прощены будете» и так далее». Святые отцы, ничуть не смутившись, тут же процитировали послание Павла к римлянам: «Начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». «Так, что ты для того и поставлен Богом, чтобы различать добрых и злых». Владимир облегченно вздохнул и приказал смертную казнь восстановить. Естественно, церковь заботилась здесь не только о княжеских, но и о собственных интересах — первое восстание против введения христианства произошло уже в 989 году в Новгороде — как, спрашивается, убеждать невежественных язычников без смертной казни?


    Характерны две истории о непокорных волхвах. Один, ставший было пророчествовать в Киеве, «в одну из ночей пропал без вести», якобы унесенный дьяволом (НКВД до такого объяснения не додумался). Другой волхв объявился в Новгороде, где принялся хулить веру христианскую и обещать совершение чудес. Власть новгородского епископа пошатнулась и когда он, одев праздничное облачение и взяв в руки крест, призвал новгородцев разделиться на тех, кто верит волхву и верит богу: «князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву». Ситуация разрешилась малой кровью. Князь, спрятав под плащом топор, подошел к волхву и завязал с ним разговор: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?». «Чудеса великие сотворю», — ответил ничего не подозревающий богослужитель. Князь вынул припрятанный топор и одним ударом посрамил провидческий дар язычника. Естественно, никакого осуждения такого богословского аргумента как вероломное убийство, со стороны автора летописи не следует. «И пал он мертвым, и люди разошлись. Так погиб он телом, а душою предался дьяволу», — удовлетворенно резюмирует христианский монах.

    На православную Русь не распространилась западная «Охота на ведьм». Тем не менее ведьм у нас сжигали. Уже в «Повести временных лет» (под тем же 1071 годом) мы встречаем строки, достойные включения в «Молот ведьм»: «Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями» (для сравнения, начало «Молота ведьм» (1487): «Это молот злодеек. Ересь эта не злодеев, а злодеек, потому так и названо. Если бы не женская извращенность, мир был бы свободен от множества опасностей»). В 1204 году, в Суздале были сожжены некие «лихие бабы», устроившие в княжестве неурожай. В 1227 году четырех волхвов сожгли в Новгороде. В 1411 году (почти за сто лет до начала «Охоты» в Европе) двенадцать «жонок вещих» наслали чуму на Псков, за что и попали на костер.

    Таким образом Россия, в каком-то смысле, родина «Охоты на ведьм». Не прекратились расправы и позже. В 1575 году, в Новгороде погибли на костре пятнадцать «ведуний». В 1591 году, в Астрахани, подосланные из Крыма колдуны навели порчу на «политического эмигранта» — переселившегося в Россию крымского царевича Мурат-Гирея. Государь Федор Иванович приговорил колдунов-шпионов к сожжению (перед казнью их подвергли всевозможным пыткам, дабы выяснить «по чьему умышлению испортили царевича», но никаких показаний добиться не удалось, возможно, «террористам» просто не в чем было признаваться). От 1647 года до нас дошел указ Алексея Михайловича на имя шацкого воеводы Григория Хитрово, повелевающий «на площади в струбе, облокши соломою, сжечь » женку Агафью и мужика Терешку Ивлева, которые с помощью заклинаний и “нити мертвого человека с приговором” уморили до смерти князя Н. И. Одоевского и нескольких крестьян. В начале 1653 года, из Москвы во все концы царства полетели указы, повелевающие усилить борьбу с ведунами и ворожеями. Преступлением объявлялось иметь «еретические и гадательные книги, и письма, и заговоры, и коренья», а наказанием для тех, кто и после царских указов «от таких злых и богомерзких дел не отстанут» провозглашалось разрушение до основания дома виновного и сожжение в срубе его самого. В 1666 году запорожский гетман И. М. Брюховецкий велел сжечь шесть ведьм, напустивших чахотку на него и его супругу. При подавлении восстания С. Разина в 1671 году были сожжены предводительница одного из отрядов восставших монахиня Алена, признанная «ведуньей» (как за неженское занятие, так и за свою стойкость во время пыток — палачи пришли к выводу, что она колдовским образом не чувствует боли) и бунтовщик Кормушка Семенов, у которого была найдена тетрадка с заговорами. Женка Федосья, обвиненная в порче, попала на костер в 1674 году, в северном городе Тотьме. В 1676 году в селе Сокольском очередным царским указом было повелено сжечь Панко и Аноску Ломоносовых, колдовавших с помощью кореньев. Последний раз русская ведьма взошла на костер в 1682 году. Это была Марфушка Яковлева, жена водопроводчика, уличенная в наведении порчи на самого царя Федора Алексеевича. Уже в 1731 году вышел императорский указ о сожжении, как самих волшебников, так и обращающихся к их помощи, но нет данных о применении указа на практике.

    Следует иметь в виду, что перечисленные женщины (в отличии от большинства жертв на Западе), в основном действительно были профессиональными колдуньями. Из записок английского купца и дипломата Д. Горсея мы узнаем, что ведовство было для женщин, погибших в Новгороде, ремеслом, которым они занимались под покровительством новгородского архиепископа Леонида (на костер они попали после осуждения покровителя за измену). Вообще, из многих источников известно, что ведовство на Руси было широко распространенным, хотя и рискованным промыслом. Кроме государственного террора, как мы видели, достаточно регулярного, им угрожали неофициальные народные расправы (часто с участием местного духовенства) продолжавшиеся еще и в начале XX века. Собиратели русского фольклора братья Соколовы, в вышедшей в 1915 году статье «Белозерская деревня и ее быт», описали один такой случай: «тереховские крестьяне говорили нам, что с. Пятнице на Вешаре соседнего Устяженского уезда как-то сожгли колдунью за то, что она многих «портила». Ближайшим поводом к такой расправе была порча колдуньей одной женщины молодухи (из деревни Володиной ). Муж подговорил крестьян. Они забили окна и двери, обложили дом колдуньи соломой и подожгли…».

    Значительно позже чем на Западе и в Византии добралось до Руси аутодафе. Первое сожжение еретиков в России, состоялось в 1504 году, последнее в 1743. Совсем недолго, по сравнению с Западом. И судя по русским источникам еще и крайне редко. Правда, о некоторых случаях казней еретиков мы узнаем из источников иностранных, вероятно, рассказывая о своих подвигах в этой области православная церковь проявила понятную скромность. Об этой области церковного террора подробнее.

    Если на Западе центром еретичества был образованный Париж, то в России многие ереси возникли в исполненном демократических традиций, тесно связанном с заграницей, Новгороде. Там же прошли и первые удары церковного террора. В 1374 году, в Новгороде появились трое проповедников: дьякон Никита, стригольник (недопосвященный причетник, имевший на голове особую стрижку) Карп и третий, имя которого источники не сохранили. Выяснилось, что прибыли они в «вольный город» из Пскова, спасаясь от преследований тамошнего духовенства. Что, учитывая их учение было совсем неудивительно, по мнению нечестивых еретиков, грешный, недостойный священник не мог отпускать чужие грехи и проводить святые таинства. Они отрицали необходимость существования церкви, критиковали безнравственность ее служителей, выступали против монастырей. В жизни они рекомендовали воздержание, молитву и книжное учение. Через год все трое были замучены и сброшены в Волхов. Нередко умерщвлялись «стригольники» (как прозвали новую ересь) и в дальнейшем. Впрочем, церковь, следует отдать ей должное, проявляла в этом вопросе некоторую терпимость: в 1427 году, митрополит Фотий, хотя и запретил православным есть и пить с еретиками, повелел также не казнить их смертью: «Толико не смертными, но внешними казнями и заточеньями». Существует предположение, что мягкость к стригольникам московская митрополия проповедовала исключительно с целью ослабить слишком независимую новгородскую епархию.

    Повод для первого отечественного аутодафе дала уже не стригольническая, но так называемая «жидовствующая ересь». Основанная, по преданию, заехавшими в Новгород иудеями, она впитала многие другие ереси, существовавшие на русской почве. Жидовствующие отвергали монашество, догмат о троичности и божественности Христа, бессмертие души. В короткое время ересь приобрела много сторонников, в том числе в церковной среде. Ей сочувствовал даже сам Великий князь Иван III (1462 — 1505) (которому особенно нравилось отрицание монашества — князь мечтал о секуляризации монастырских земель). Неизвестно чем бы это кончилось, если бы 12 декабря 1484 года на митрополичий престол Новгорода не взошел некий Геннадий Гонозов — деятель, которого по праву можно назвать отцом русской инквизиции. Зная о распространенных в епархии еретических настроениях он распорядился начать тайное расследование. «Жидовствующие» тщательно скрывали свои взгляды, только в 1487 году, благодаря подслушанной пьяной болтовне, Геннадию удалось напасть на след. Трое изоблаченных были посланы в Москву, где был проведен Собор, осудивший ересь и приговоривший пойманных к избиению кнутом и отсылке к Геннадию на покаяние. Геннадий начал хватать в Новгороде всех подозрительных и предавать тому же наказанию. Еретики перебрались в Москву. Там сторонниками нового учения были протопопы Успенского и Архангельского соборов, архимандрит Симоновского монастыря Зосима, доверенное лицо Ивана III дьяк Федор Курицын и многие другие. В сентябре 1490 года Зосима был даже избран московским митрополитом и приказал Геннадию прислать изложение своих взглядов на христианское вероучение — это означало обвинение в ереси. Геннадий отказался, и вместо этого сам обвинил Зосиму в недостаточном преследовании жидовствующих: «Если Великий князь того не обыщет и не казнит этих людей, то, как нам тогда свести срам со всей земли! Вон фряги какую крепость держат по своей вере: сказывал мне цезарский посол про шпанского короля, как он свою землю-то очистил!» Итак, образцом священнослужителя Гонозов счел Великого инквизитора Торквемаду (приступившего к «очистке», стоившей жизни 8 800 еретикам, в 1481 году). Митрополит и Великий князь эти призывы игнорировали. Тогда он направил послание ко всем русским архиреям, призывая провести собор, «чтобы еретиков казнить, жечь и вешать (…) пытать их накрепко, чтобы дознаться кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить». Сам он немедленно начал пытать нескольких еретиков, высланных к нему до этого и добился показаний против Федора Курицына. Из Москвы ответили, что не верят показаниям, вырванным пыткой. В своем послании Геннадий горько жаловался на эту подозрительность: «Говорят, что я Самсонка мучил; не я его мучил, а сын боярский великого князя, мои сторожи только стояли, чтобы кто-нибудь посула не взял».

    17 октября Собор был созван, но Геннадия на него не пригласили. Собор обвинил ряд священнослужителей в том, что они считали иконы, наряду с идолами, делом рук человеческих, признавали кровь и тело христово — простым хлебом и вином и за столь богомерзкие утверждения предал их проклятию и заточению. Семь осужденных направили в Новгород, где Геннадий встретил их по всем правилам инквизиции: посадил лицом к хвосту на вьючных лошадей, надел на голову берестовые шлемы, а на грудь таблички: «Се есть сатанино воинство» и в таком виде ввез в город. Затем берестовые шлемы были сожжены прямо на головах связанных еретиков (здесь Гонозов проявил определенную оригинальность). Двое из подвергнутых такому наказанию сошли с ума и вскоре умерли.

    В дальнейшем эстафета борьбы с ересью перешла к Волоцкому игумену Иосифу Санину. В 1493 году Иосиф выступил против, продолжавшего поддерживать ересь, Зосимы и принудил его оставить кафедру. Некоторое время ересь держалась поддержкой Великого князя. Наконец, в декабре 1504 года состоялся новый Собор, окончательно осудивший «жидовствующих». Изобличенные выразили раскаяние, но Иосиф Волоцкий настаивал, что это акт вынужденный и требовал жестокой казни. Иван III поинтересовался насколько подобное обращение с «заблудшими» соответствует христианской морали. Не растерявшийся Иосиф, также как некогда и византийские миссионеры, процитировал одно из посланий апостола Павла: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает сына Божия? » (Евр. 10, 28 — 29). Крыть было нечем и 28 декабря трех еретиков в клетке сожгли в Москве, и еще «многих еретиков» в Новгороде. Другие были отправлены в тюрьмы или по монастырям, против чего Иосиф Волоцкий выступил с яростным протестом: «Этим ты государь творишь мирянам пользу, а инокам погибель». Сам он считал, что еретиков следует либо убивать: «Грешника и еретика руками убити или молитвою едино есть», либо, на худой конец, пожизненно отлучать от церкви и заточать в темницу. После смерти Ивана III, Иосифа поддержала светская власть, Великий князь Василий III (1505 — 1533) предписал еретикам «языки резать, иных огню предать».

    Несколько смягчился церковный террор при Иване Грозном, который, подобно Ивану III, мечтал о секуляризации церковных земель и потому отрицательно относился к репрессиям в борьбе с Реформацией (известны его слова по поводу Варфоломеевской ночи: «У Францовского короля в его королевстве, несколько тысяч и до сущих младенцев избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое бесчеловечество францовский король над толиким народом учинил и кровь толикую без ума пролил»). В 1554 году, открылась ересь московского дворянина М. С. Башкина, который самостоятельно трактуя Новый Завет обнаружил там следующие тезисы: любовь к ближнему, равенство людей, недопустимость рабства. Башкин отпустил своих холопов и призвал тоже самое сделать других. В области религии, он отвергал церковные обряды, поклонение иконам, церковное покаяние («как перестанет грех творить, так хоть у священника не покается, так не будет ему греха»), считал жития святых — баснословием и т. п. Решающее влияние на учение Башкина оказало реформаторское движение в Европе. На церковном Соборе он был приговорен к вечному заточению. Сочувствовавший ему троицкий игумен Артемий и некоторые другие были сосланы (любопытно, что церковные иерархи настаивали на казни, за еретиков заступился царь). Артемий бежал из ссылки и эмигрировал в Литовское государство. В это же время власти задержали монаха Феодосия Косого с несколькими последователями. Косой отвергал бессмертие души, иконопочитание, институт рабства. Они также были сосланы и бежали в Литву. Один русский еретик, прозванный в Литве “вторым Лютером”, рассказывал, что в Москве его должны были сжечь, но царь отменил смертный приговор. Однако милосердная политика продолжалась недолго, когда в 1563 году московские войска взяли литовский город Полоцк, захваченный там приверженец Косого Фома был утоплен. Это ужесточение мер связано с тем, что Россия начала войну с лютеранской Литвой и на отечественных протестантов стали смотреть, как на пособников противника (московский митрополит провозгласил целью войны священную борьбу православного воинства против “прескверных лютор” — в действительности «джихад», конечно, преследовал цели выхода к Балтийскому морю). Взятие Полоцка вообще было настоящей оргией религиозного террора. Все жители-лютеране были высланы в Россию. Иудеи — поголовно утоплены. Католические монахи цистерианцы — обезглавлены. С другой стороны любопытно, что когда православное духовенство потребовало запретить лютеранам-переселенцам протестантское богослужение — царь отказал. Более того, царь наказал московского митрополита, силой заставившего одного немца принять православие. По немецким источникам, митрополит принужден был заплатить за насилие над лютеранином 60 000 рублей (Иван IV рассчитывал включить Литву в Московское государство и не хотел раздражать новых подданых до завершения военных действий).

    Грозного сменил крайне благочестивый Федор Иоаннович. Об одной из устроенных при нем казней сообщает английский посланник Флетчер: «муж и жена содержались целых 28 лет в тюрьме, до тех пор, пока они превратились в совершенных уродов по волосам, ногтям, цвету лица и прочему, и наконец, были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики». Возможно, протестант Флетчер ошибался считая казненных своими единоверцами, но как было на самом деле сказать невозможно, ибо русские источники о данной казни скромно умалчивают. Итальянец Петр Петрейи, побывавший на Руси в начале семнадцатого столетия сообщал, что святотатцев сажали на кол, а затем сжигали их трупы. В Соборном Уложении, принятом в 1649 году и действовавшем два столетия — нарушителей божественного и церковного закона было предписано казнить огнем.

    Террор русской церкви в Новое время

    В 1653 — 58 гг. патриарх Никон провел церковную реформу, разделившую священнослужителей на старообрядцев и никониан. Обе стороны объявили друг-друга еретиками. Глава старообрядцев Аввакум с тремя единомышленниками был заточен в подземной тюрьме города Пустоозерска и плодотворно занимался там литературной деятельностью. Касался он и вопроса применения террора по отношению к еретикам. «Житие»: «наших на Москве жарили, да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия [между 1670 и 1674 годами] сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить». Это о репрессиях против своих сторонников. А вот о противниках (из письма царю Федору Алексеевичу): » А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в единый час (…) Перво бы Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян». Вообще, обличение террористической политики по отношению к своим сторонникам и признание ее вполне нормальным явлением, когда дело обстоит наоборот, является общим местом политической пропаганды.

    Казни старообрядцев приобрели массовый характер. «В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать человек», — сухо фиксировал Аввакум дошедшие до него сведения о казнях единоверцев. С 1668 по 1676 год продолжалась осада воспротивившегося церковной реформе Соловецкого монастыря. По взятию его все монахи, по выражению церковного историка, «подверглись достойной казни» — частью изрублены, частью повешены: за шею, за ноги, двое вожаков за ребро.

    14 апреля 1682 года были сожжены в земляном срубе Аввакум и три других узника Пустоозерска. Летом того же года в Москве состоялось старообрядческое восстание, поддержанное стрельцами. Глава восставших Никита Пустосвят (прозвище, конечно, дано православными оппонентами) добился диспута о вере с никонианами. Несмотря на присутствие патриарха и царевны Софьи, диспут проходил бурно, ругань сменялась кулачным боем. В итоге старообрядцы покинули Грановитую палату с торжествующими криками: «Победихом, победихом! Мы всех архиреев перепрехом и посрамихом!» На следующий день, восстание было подавлено, Никита Пустосвят схвачен и 11 июля 1682 года казнен на Лобном месте. В 1685 году был принят специальный указ, предусматривающий сожжение в срубе за старообрядческую агитацию и за возвращение в раскол после покаяния, и более мягкие меры (кнут, ссылка, штраф) за тайное исповедание старообрядчества и укрывательство раскольников. Основной мотив — помешать распространению ереси. В 1720 году, расколоучитель Александр Дьякон, ранее отрекшийся от раскольнических взглядов, явился в Петербург и подал Петру I донесение, в котором полностью раскаивался в своем отречении. Отважный фанатик был обезглавлен и сожжению подверглось только мертвое тело.

    Раскольники постепенно переселялись за рубеж, либо на окраины государства. Крупная старообрядческая община образовалась по реке Иргизу в саратовском крае, в 1727 году казанский архиепископ писал, что без воинской команды в слободы на Иргизе «въезжать опасно». В 1762 году Екатерина II, несмотря на протест официальной церкви, объявила об амнистии беглым раскольникам. В дальнейшем, антираскольническое законодательство все больше смягчалось. В 1780 году появились даже старообрядческие церкви и монастыри (на Иргизе). Александр I дозволил старобрядческим попам именоваться священниками, утвердил секретные инструкции 1822 года «о попах и молитвенных домах старообрядцев», которые предписывали не трогать православных попов, перешедших в старообрядчество и не касаться старообрядческих церквей. Последняя вспышка борьбы со старообрядцами пришлась на царствование Николая I, ярого сторонника унификации всех областей жизни. Вступив на престол он объявил политику правительства: действовать так, чтобы наличные раскольники дожили свой век, а новых не появилось. В 1826 году были сняты кресты со старообрядческих церквей, запрещены постройка новых и ремонт старых зданий. В 1827 году старообрядческим попам запретили переезжать из уезда в уезд. В 1832 году, было предписано возвращать епархиальному начальству попов, перешедших в раскол (большая часть раскольников продолжала считать, что благодать лежит лишь на священниках, рукоположенных церковью). Затем последовал разгром старообрядческих монастырей в Иргизе (во исполнение неоднократных требований духовенства, игнорируемых в предыдущие царствования). В Средне-Воскресенском монастыре, в ход пришлось пустить казацкую команду, действующую ногайками и пожарных, обливавших толпу из шлангов; дело было в начале марта и более тысячи человек были связаны обледеневшими. Показывая приехавшим с командой православным священнослужителям на эту груду полузамерзших тел, губернатор весело предложил: «Ну, господа-отцы, извольте подбирать, что видите». Преемники Николая окончательно прекратили преследования старообрядцев: в 1858 году было допущено раскольническое богослужение в домашних церквях и молельнях, а в 1883 — вообще дозволено свободное отправление старообрядческого культа.

    Что касается церковного террора, не связанного с расколом — последние его яркие проявления относятся к концу XVII – началу XVIII века. Еще в 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия — первое русское высшее учебное заведение. По совместительству это учреждение занималось борьбой с инакомыслящими: «И о сем им блюстителю со учительми тщатися крепце еже бы всякого чина духовным и мирским людям, волшебных и чародейных и гадательных и всяких от церкви возбраняемых и богохульных и богоненавистных книг и писаний у себя никому весьма не держати и по оным не действовати, и иных тому не учити. А у них же таковые книги или писания ныне суть, и оным таковые книги и писания сожигати… Аще же кто сему нашему царскому повелению явится противен и отныне начнет кто от духовных и мирских всякого чина людей, волшебные и чародейные и гадательные и всякие от церкви возбраняемые и богохульные и богоненавистные книги и писания у себя коим ни буде образом держати и по оным действовати, и иных тому учити, или и без писания таковая богоненавистная дела творити, или таковыми злыми делами хвалитися, яко мощен он таковая творити, и таковый человек за достоверным свидетельством без всякого милосердия да сожжется» (14 параграф грамоты об учреждении Академии). Академия ведала духовной цензурой, надзирала, как за школьным, так и за домашним образованием, наконец, пользовалась правом судить изобличенных еретиков. Назовем только двух жертв этого весьма своеобразного учебного заведения.

    В 1689 году в срубе на Красной площади был сожжен протестантский пастор Квирин Кульман. В 1691 году был приговорен к вечному заточению выдающийся русский поэт, историк и просветитель Сильвестр Медведев, обвиненный в т. н. хлебопоклонной ереси (чисто обрядовое разногласие). Через месяц Медведев был казнен, в основном по политическим мотивам (поддержка царевны Софьи против Петра), но среди обвинений фигурировало и то, что он прельщался «киевскими новотворными книгами», сближавшими православие с католицизмом.

    24 октября 1714 года, церковный собор в Москве осудил лютеранский кружок профессора Тверитинова, отрицавший чудеса, почитание икон и мощей (причем ранее вынесенный по этому делу приговор сената об освобождении подозреваемых был проигнорирован, на основании того, что еретики «суд гражданский обольстили»). 29 ноября один из членов кружка, Фома Иванов (изрубивший, находясь в заключении, икону с образом одного из святых), был сожжен в срубе все на той же Красной площади, характерная деталь — на медленном огне. Дальше дело перешло в Петербург и затянулось. 22 января 1716 года Петр I подписал следующий именной указ: «Указ господам Сенату. По делу Дмитрия Тверитинова, розыскав, и оное конечно вершить, и которые по тому делу приносят или принесут вины свои, тех разослать к архиереям в служение при их домах, и чтобы они имели за ними крепкий присмотр, дабы они непоколеблемы были в вере. А которые не принесут вин своих, и тех казнить смертию. Под тем приписано его царского величества собственною рукою: Петр». Имеется достаточно свидетельств весьма прохладного отношения императора к православной церкви, и столь «благочестивый» указ объясняется, с одной стороны, давлением клерикалов, с другой, необходимостьюзащиты государственной идеологии от любых вольнодумцев. Так, как Сенат продолжал затягивать дело, Петр издал еще один именной указ, которым и разослал подозреваемых под надзор к архиереям. В связи с этим делом были написаны трактаты местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского: «Увещание к православным» и «Камень веры», достойные встать рядом с «Молотом ведьм» и многочисленными наставлениями инквизиторов. Митрополит доказывал, что единственным наказанием для еретиков должна быть смерть: «самим еретикам полезно умереть». Он призывал всех православных доносить на «непокорных церкви» под страхом отлучения и проклятия (всеобщее доносительство также неотъемлемая черта террористической политики). Любопытно, однако, что позднее «Камень веры» стал запрещенной книгой, как содержащий католические идеи.

    В дальнейшем законы по отношению к еретикам постепенно смягчались. В воинском уставе 1716 года сказано, «ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижник, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть. Толкование. Наказание сожжением есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с дьяволом обязательство имеет». Профессор Латкин обнаружил, что данная статья устава была заимствована из военно-уголовных сборников Запада. В 1721 году, был казнен «работный человек» Иван Орешников за то, что он «хулил бога и царя». Однако, в 1751 году, солдат В. Микулин, заявивший: «Я в бога не верую», был всего-лишь сослан в монастырь (может быть потому, что о царе он благоразумно промолчал). В 1738 году, еврей Борух Лейбов ухитрился обратить в иудаизм флотского капитан-поручика Александра Возницына. Возницын даже совершил обрезание и был изобличен в вероотступничестве собственной супругой. Та подала донос и, по высочайше утвержденной резолюции сената, Лейбов и Возницын были сожжены. Благочестивая вдова, кроме законнойчасти из имения мужа, получила еще сто душ с землями «в вознаграждение за правый донос». Наконец, последний костер в истории русской церкви вспыхнул в 1743 году. Здесь следует поговорить об еще одном назначении церковного террора (помимо борьбы с ведьмами и еретиками) — христианизация завоеванных народов. Распространение православия среди населения Поволжья началось сразу по присоединении этого района к России, но особенно ожесточилось она в первой половине XVIII века (в пику мусульманским миссионерам — после русско-турецкой войны 1735 — 1739 годов). Указом от 11 сентября 1740 года были намечены меры по скорейшему ЗАВЕРШЕНИЮ процесса христианизации (это учитывая, что христиане Поволжья не составляли и сотой части его населения). Комиссия новокрещенских дел была реорганизована в Новокрещенскую контору, в распоряжении которой, помимо священников и проповедников, находились постоянно увеличивавшиеся воинские силы. Архиреем края был назначен ярый фанатик Дмитрий Сеченов. Новокрещеные получали деньги, одежду, освобождение от податей и рекрутской повинности. Отказывавшиеся креститься, напротив, платили повинности за новообращенных христиан, подвергались побоям и прямому насилию – последнее впрочем происходило по личной инициативе архирея. Такая политика привела к тому, что в 1741 — 42 годах, удалось обратить в христианство более 17 тысяч человек. Но насколько было крепко подобное «обращение», показал следующий случай. В 1743 году, Сеченов, проезжая через мордовскую деревеньку, благочестиво распорядился разорить языческое кладбище. С трудом избегнув рук возмущенных местных жителей, он вызвал воинскую команду, которая несколькими залпами (отнюдь не в воздух) рассеяла «бунтовщиков». На следствии выяснилось, что во главе возмущения стоял новокрещеный мордвин Несмеянко — Кривой. Последний, как выяснилось, не только отрекся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону. Вероотступник был сожжен заживо. Архирею Сеченову было официально запрещено насильно крестить язычников. Кстати рубить иконы небезопасно и в наши дни. В 1998 году, художник-авангардист Тер-Аганян занялся рубкой «святых» изображений на открытии выставки «Ари-манеж», за что и был привлечен к уголовной ответственности по статье 282 УК («Действия, направленные на возбуждение религиозной вражды» — ???). Спасаясь от угрозы тюремного заключения «на срок от двух до четырех лет», художник попросил политического убежища в не имеющей соответствующих законов Чехии.

    Из менее жестких мер по укреплению религиозного чувства следует упомянуть указ об изгнании некрещеных евреев от 2 декабря 1742 года, замененный, после присоединения Польши, печально известной чертой оседлости. Существовала система штрафов за разговоры в церкви и неучастие в крестных ходах. Императрица Елизавета предписала на тех, кто в церкви болтает накладывать цепи — «для знатных чинов медные вызолоченные, для посредственных белые луженые, а для прочих чинов просто железные». В 1748 году, епископ Велико-Устюжский и Тотемский повелел: «Буде же кто леностью и нерадением во святую церковь ходить не будет, такого побуждать и увещевать непременно. А ежели во втором и третьем увещевании и понуждении кто непреклонен и упрям окажется, такового священником с причетником каждому своего прихожанина для наказания, и чтобы таковых исхождения лености не имел, садить в цепь и колодки и держать летним временем на площади при колокольне».

    Тогда же церковь вновь пыталась оказать влияние на светский террор — в соответствии с традициями, идущими времен князя Владимира, не в сторону смягчения. В 1754 году сенат представил на высочайшее имя доклад об освобождении от пыток преступников моложе 17 лет. Православный Синод выступил с протестом — по учению святых отцов, совершеннолетие считается с 12 лет, с этого возраста и следует начинать пытать преступников. С. Вознесенский, в статье «Елизавета Петровна», написанной для словаря Брокгауза-Ефрона (1913 год), дал следующую оценку «милосердному» протесту православных священнослужителей: «они забыли, что постановления, на которые они ссылались, относились к населению южных стран, гораздо раньше северян достигающему совершеннолетия». Кстати, императрица утвердила доклад сената без изменений.

    По законодательству, действующему накануне революции, изобличенный еретик подвергался уже только «лишению всех прав состояния и ссылке на поселение». Православные, уклоняющиеся от исповеди (а по обычаю введенному еще Петром I, исповедники сообщали полиции об услышанных на исповеди признаниях в политических преступлениях) и прочих обрядов подлежали «церковным наказаниямпо усмотрению и распоряжению духовного епархиального начальства, с наблюдением токмо, чтоб при сем не были надолго отлучаемы должностные от службы, а поселяне от домов и работ своих». Всего Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (разработано в 1845, незначительные изменения внесены в 1885 году) включало 81 статью, посвященную преступлениям против веры (для сравнения: французский Кодекс Наполеона — 5 статей, Общегерманский уголовный кодекс — 3 статьи). Еще пример из этого благочестивого законодательства, по которому жили еще наши прадеды и прабабки: за распространение сочинений, порицающих православную церковь, виновный (виновная) приговаривался к двадцати ударам плетьми и ссылке в отдаленнейшие места Сибири.

    В 1866 году была издана книга И. М. Сеченова: «Рефлексы головного мозга», в которой ученый материалистически объяснил психические процессы. Петербургский митрополит потребовал, чтобы автора «сослали для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь. Дело ограничилось тем, что книга год не допускалась в продажу. В начале 90-х годов, доля осужденных за религиозные преступления колебалось между 1 и 2 % от общего числа преступников. В 1894 — 1903 годах за них были осуждены 4671 человек, в 1904 – 1913 — более 8000. Временное правительство впервые провозгласило свободу совести, а послеоктябрьский террор уже и вовсе носил противоположный характер.

    Итак, история отечественной церкви показывает ее значительно более мягкую политику к еретикам, чем на Западе. Так, не получила у нас широкого применения казнь через сожжение заживо. Другой опрос — каковы были причины этого? Может гуманизм православного учения, в сравнении с католическим? Действительно, оторванность нашей отчизны от европейского развития христианства сыграла определенную роль. Ведь там массовые сожжения начались после папских булл об учреждении инквизиции, а на православную Россию их действие не распространялось. Среди ярых гонителей еретиков были несомненные поклонники католической церкви. Геннадий Гонозов ссылался на опыт Торквемады, Стефан Яворский обучался в иезуитской коллегии. Но не отставали от них и православные ортодоксы. Первое сожжение еретиков было проведено по инициативе и настоянию церковного собора (собрания всех высших правосланых иерархов), особенный фанатизм проявил Иосиф Волоцкий, причисленный РПЦ к лику святых. В 16 веке, другой церковный собор настаивал на казни последователей Башкина и Косого. Сожжение Фомы Иванова при Петре опять-таки прошло под давлением всего православного церковного Собора. Как видим, дай нашей церкви волю — она учредила бы инквизицию, не хуже папской. К счастью, этой воли ей не дали. Здесь дело не в догматическом, а организационном отличии православия от католицизма – абсолютном подчинении церкви государству. Государство же было к еретикам (если они не покушались на общественный строй) достаточно равнодушно, и даже (если они готовы были передать светской власти церковные богатства) оказывало им скрытую поддержку. Здесь можно привести в пример и Ивана III, и Ивана Грозного (вообще, не склонного к милосердию), и пет


    Дзенская загадка: "Если у тебя есть мечь, и ты сначала заменил рукоятку, а потом заменил лезвие, это все тот же мечь?". Да, душа неизменна!
     
    ЛентаДата: Понедельник, 11.06.2012, 19:43 | Сообщение # 118
    Унтер-офицер
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 454
    Репутация: 3
    Статус: Offline
    Народ, у кого-нибудь есть внятная хронология боевых действий во время 5-й Панджшерской операции? (май-июнь 1982 года)? (Ну или кто-нибудь может загуглить лучше меня такое дело, ибо я пока нашла ток самую общую инфу, дублирующую Википедию...)

    По вере Любовь,
    По религии Крест,
    По сути Опричник Небес. (с) АлисА

    Тем, кто недобегал в детстве с автоматом по крапиве и недочитал книжки о тех, кто недобегал, посвящается...
     
    ВолкДата: Вторник, 12.06.2012, 01:46 | Сообщение # 119
    Великий Князь
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 4568
    Репутация: 8
    Статус: Offline
    Ого... у меня навскидку - нет.

    К какому сроку нужна?


    Ведь волчие тропы по-волчьи же мастерски путают след!
    Один раз наступишь - и в жилах заплещется хищная кровь...
    И только одно тебя может заставить любить этот свет:
    ПОКА ТЕБЯ ИЩУТ - ВОЛЧАТА УХОДЯТ ТРОПОЮ ВОЛКОВ!
     
    ЛентаДата: Вторник, 12.06.2012, 11:44 | Сообщение # 120
    Унтер-офицер
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 454
    Репутация: 3
    Статус: Offline
    Волк,
    Да эт новый рассказ "ПроРусланов" рождается, про папу Руслана, и, соответственно, дело в Афгане происходит. В качестве "опорного материала" для описания боевых действий и пр. - как раз 5-ая Панджшерская ложится хорошо, и по времени, и по месту, и по логике, и вообще.
    В принципе, вчера я нашла воспоминания командира взвода рр 345 опдп, и для отправной точки это подходит. Дальше могу рискнуть и насочинять. Но всё-таки Афган для меня гораздо менее знакомая тема, чем Чеченские (особенно - Вторая), поэтому хочется побольше материала иметь. В частности интересуют действия 103 вдд и 345 опдп, время - май 1982.
    Это не то чтобы срочно... В общем, если у кого-нибудь что-нибудь есть - эт хорошо. А нет - ну, в конце концов, все описываемые в рассказах ПроРусланов боевые действия всегда сдабриваются изрядной долей фантазии...


    По вере Любовь,
    По религии Крест,
    По сути Опричник Небес. (с) АлисА

    Тем, кто недобегал в детстве с автоматом по крапиве и недочитал книжки о тех, кто недобегал, посвящается...
     
    Форум » Test category » Русское будущее » История России (Обсуждаем книги, фильмы, а также преподавание детям)
    Поиск: