Про волка:
Волк традиционно символ злобности, ненасытности. В скандинавской мифологии волк Фенгир был одним из сыновей Локи, а низшего огня. Фенгир - олицетворение бездумных сил Природы – пожирает Одина, разрушая его вселенную. С волками связаны представления народов Европы о ликантропии, оборотничестве. Аполлон превращался в волка. Мать Аполлона и Артемиды – богиня Лето – оборачивалась волчицей.
В дельфийском святилище Аполлона находится медное изваяние священного волка.
Легенда рассказывает о том, что основатели Рима — близнецы Ромул и Рем — были вскормлены волчицей. В честь этого в Риме водружен памятник.
В Сербии считается, что волк приносит удачу и может предсказывать урожай.
Представление о ликантропии ставило волка на уровень человека. Это был равный — друг или враг. Оборотничество было двух видов: с одной стороны, колдун мог превратить неугодного в волка, с другой — превратиться в волка сам. При этом считалось, что можно было вернуть себе человеческий облик. Сохранился обычай оставлять кости убитого волка для воздействия на врага, вора: произнося заклинание, ломали и сжигали определенные части костей. Считалось, что при этом у врага (вора) будут отсыхать или болеть соответствующие части тела.
«Волчьи праздники» праздновались весной, во время весеннего равноденствия, в день святого Георгия 23 апреля. Они ритуально связаны с культом журавлей как солярных птиц. И, возможно, потому в сказках, связанных с поиском Жар-птицы, волк выступает в роли волшебного помощника («Иван-царевич и Серый Волк»). Святого Георгия на Руси называли волчьим пастырем: «Что у волка в зубах — то Георгий дал». Древнее наименование волка — «хорт» — осталось только в заговорах.
Ряженые облачались в волчьи шкуры, прыгали через пень, производили действия, связанные с земледельческой магией. Отсюда пошло слово «кудесник» — одетый в куделю, волчью шкуру, замаскированный человек. Историк и археолог Б. А. Рыбаков высказывает мнение, что в шкуры облачались жрецы-князья, которым при совершении обрядов нельзя было появляться перед народом в обычном виде. Возможно, так совершался ритуальный коитус на вспаханном поле — обряд, к которому восходит более близкий к нашему времени (XIX в.) обычай катать священника по полю.
Символ пышного, набравшего силу растения — изображение волков с процветшими хвостами — известен по декору древнерусских церквей и орнаментам на браслетах.
В геральдике — символ злости, прожорливости, жадности. Называется хищным (ravissant), если держит добычу, и разъяренным (allume), если его глаза отличены особой от всего тела краской.
Про медведя:
Если других зверей можно определить однозначно: труслив, как заяц, зол, как волк, хитер, как лиса, — то о медведе так просто сказать не получается. Символ добродушия, обжорства, ярости, богатырской силы, неуклюжести, лени, нежных материнских чувств… Это все – о медведе.
У североевропейских народов медведь был царем зверей. Это самый сильный зверь северных лесов. К медведю относились с уважением, почитанием. Символическое значение, присваиваемое этому животному, многозначно.
Тотемное животное многих северных народов, он служил символом связи между небом и землей. Арктика — страна медведей (Arctos). Созвездия Большой и Малой Медведиц — символы северного неба. Медведица была ритуальным животным богини Артемиды. Как символ Божественного возмездия медведица упоминается в Библии, в сказании о пророке Елисее.
Медведь — одно из животных, связанных с ликантропией, оборотничеством. Человек-медведь, сын медведя и женщины, — распространенный персонаж фольклора разных стран. Он управлял временем (в берлоге течение времени не замечается, в ней можно проспать всю зиму, как одну ночь, или прожить несколько лет, считая их одной неделей). Его называли Хозяином, Михаилом Потапычем, Косматым, Дремучим, Грязным – сотней имен, но «медведем» (ведающим, где мед) – типичным именем-заменой, называли редко, чтобы не потревожить духа грозного зверя.
До сих пор на Алтае и на Крайнем Севере сохранились «медвежьи праздники», для которых ловили медведей, кормили их, потом ритуально умерщвляли (специальными стрелами или удушением), потом устраивали пир. Во главе стола водружалась голова убитого медведя. Дух медведя торжественно провожали, а части тела убитого медведя (зубы, кости, шкура, когти, лапы, уши) использовали как амулеты.
Черный медведь являлся символом инфернальных сил.
В алхимии медведь представляет один из аспектов первоматерии как символ таинственного и загадочного.
Медвежонок был выбран талисманом Олимпиады 1980 года в Москве.
В геральдике медведь за то, что предвидит погоду, умеет вовремя спрятаться в логовище, считается символом предусмотрительности. Считается проходящим, если идет, поднявшимся, если стоит на задних лапах. На гербах городов медведь с ошейником был символом усмиренного христианством язычества.